Как подготовить документацию по ликвидации опасного производственного объекта
На ликвидацию ОПО всегда требуется документация. Обычно под ликвидацией имеется в виду устранение признаков опасности объекта. Однако в ряде случаев документация разрабатывается в том же порядке, что и для сноса ОКС — для сооружений, обладающих такими признаками опасности, которые невозможно удалить без их демонтажа, сноса.
Кроме того, в некоторых случаях требуется разработать декларацию промышленной безопасности. Она входит в состав документации на ликвидацию ОПО (п. 3 ст. 14 ФЗ № 116).
Согласно п. 2 ст. 14 ФЗ № 116, декларация промышленной безопасности требуется, если:
- ОПО относится к I или II классу опасности;
- на ОПО имеют дело с опасными веществами, количество которых соответствует указанному в Приложении 2 к ФЗ № 116 (единственное исключение — это использование взрывчатых веществ во время взрывных работ).
Декларация оформляется в порядке, утвержденном Приказом Ростехнадзора № 414 от 16.10.2020. Этот же Приказ регламентирует содержание документа.
Утверждает декларацию руководитель организации, эксплуатирующей ОПО. Он же несет ответственность за полноту и достоверность указанных в ней сведений (п. 4 ст. 14 ФЗ № 116).
Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе документации на ликвидацию и вместе с ней проходит экспертизу промышленной безопасности (п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 13, п. 5 ст. 14 ФЗ № 116).
Как проводится экспертиза промышленной безопасности
Экспертизу документации на ликвидацию ОПО проводит организация, у которой есть соответствующая лицензия (п. 2 ст. 13 ФЗ № 116) за счет средств заказчика. ФНП, утвержденные Приказом Ростехнадзора № 420 от 20.10.2020, регламентируют процедуру проведения экспертизы, порядок оформления заключения, а также устанавливают требования к лицам, ее проводящим, то есть к экспертам в области промышленной безопасности.
Согласно п. 28 Правил, в ходе экспертизы оценивают, как предполагается:
- обеспечить промышленную безопасность при остановке ОПО;
- исключить инциденты и аварии при его ликвидации.
По результатам экспертизы оформляется заключение, сведения о котором вносятся в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности (п. 5 ст. 13 ФЗ № 116). Эта процедура регламентирована Приказом Ростехнадзора № 141 от 08.04.2019.
Для внесения сведений о заключении ЭПБ нужны:
- заявление по утвержденной форме;
- само заключение экспертизы;
- копия заявления (если документы подаются не в электронной форме).
Как исключить ОПО из Реестра
Согласно Приказу Ростехнадзора № 140 от 08.04.2019, чтобы исключить сведения об ОПО из реестра, заявитель подает в Ростехнадзор:
- заявление;
- сведения о документации на ликвидацию ОПО (в том числе о ее разработчиках);
- регистрационный номер заключения ЭПБ;
- документы, которые подтверждают утилизацию или передачу опасных веществ (если они были на объекте);
- документы, которые подтверждают снос зданий и сооружений на ОПО, демонтаж технических устройств, у которых есть признаки опасности, указанные в приложении 1 к ФЗ № 116-ФЗ;
- копию акта ликвидации ОПО.
Помогаем в процедуре ликвидации ОПО
Мы проводим работы в объеме, необходимом заказчику. Мы можем:
- Разработать документацию по предоставленным исходникам.
- Провести ЭПБ разработанной документации (обращаем ваше внимание, что согласно требованиям законодательства, разрабатывать документацию и проводить ее экспертизу будут разные юридические лица, не имеющие признаков аффилированности).
- Выполнить весь комплекс услуг по разработке документации на ликвидацию ОПО, проведению ЭПБ этой документации и оформлению процедуры исключения ОПО из государственного реестра ОПО (работы «под ключ»).