Типы и категории объектов, на которые требуется паспорт безопасности
Поднадзорными являются все объекты, у которых есть медицинская лицензия:
- Больницы и поликлиники
- Аптеки
- Салоны красоты
- Различные медицинские центры
- Стоматологии
Постановление Правительства № 8 устанавливает требования к антитеррористической защите объектов здравоохранения: порядок категорирования их по степени опасности, меры защиты согласно присвоенной категории, форму паспорта безопасности.
На основании возможного количества пострадавших и размера материального ущерба, который может быть причинен вследствие теракта, охраняемые объекты подразделяются на 4 категории:
- Первая категория
В нее входят медицинские организации, в которых в результате ЧС может пострадать более 1000 человек и быть причинен ущерб в размере более 100 млн. рублей.
- Вторая категория
В таких учреждениях здравоохранения вероятное количество пострадавших составляет от 500 до 1000 человек. Потенциальный материальный ущерб оценивается в размере от 50 до 100 млн. рублей.
- Третья категория
Ущерб в результате ЧС на таких объектах составляет от 30 до 50 млн. рублей. Пострадать могут от 50 до 500 человек.
- Четвертая категория
Пострадать в результате теракта могут не более 50 человек. Сумма материальных потерь не превысит 30 млн. рублей.
Как происходит категорирование объекта
Процедура категорирования объекта выполняется при участии комиссии. Срок ее работы не должен превышать 60 рабочих дней. В ее состав включаются представители МЧС, ФСБ и Росгвардии.
Этапы процедуры:
- Письмо о категорировании (письма в Росгвардию, ФСБ и МЧС составляем и отправляем мы, если услуга оказывается «под ключ»; если мы только разрабатываем паспорт, то письма готовит и отправляет заказчик);
- Разработка акта категорирования;
- Обследование объекта, присвоение ему категории;
- Разработка перечня мероприятий для антитеррористической защиты объекта;
- Разработка паспорта безопасности;
- Согласование паспорта безопасности в Росгвардии и ФСБ (согласовываем мы, если услуга оказывается «под ключ»).
В процессе обследования зданий и помещений объекта оценивают следующие моменты:
- Степень риска совершения террористического акта в медицинской организации;
- Состояние антитеррористической защищенности помещений;
- Конструктивные и технические особенности здания;
- Вероятные последствия чрезвычайной ситуации;
- Наиболее потенциально опасные участки объекта (места, вывод из строя которых повлечет за собой прекращение функционирования всего учреждения).
После категорирования оформляется соответствующий акт обследования и категорирования. На его основании разрабатывается паспорт безопасности в двух экземплярах. Первый экземпляр хранится на объекте, второй у правообладателя.
Мероприятия для антитеррористической защиты объектов
Для обеспечения безопасности медицинских учреждений (вне зависимости от присвоенной им категории) принимаются следующие меры:
- Установление четкого круга должностных лиц, отвечающих за охрану зданий и строений на территории объекта;
- Монтаж и периодическое техническое обслуживание систем видеонаблюдения, с помощью которых ведется непрерывный мониторинг ситуации на потенциально опасных и критически важных участках. Получаемые материалы подлежат хранению минимум в течение месяца;
- Контроль за исполнением предписаний с целью поддержания достаточного уровня антитеррористической защищенности медицинского учреждения;
- Обеспечение информационной безопасности помещений, подготовка и реализация мер для исключения несанкционированного доступа к закрытым участкам здания;
- Строгий контроль за работой со служебной информацией ограниченного распространения. В том числе содержащейся в паспорте безопасности;
- Выявление попыток пронести на объект боеприпасы, наркотики, запрещенные предметы, потенциально опасные вещества (взрывчатые, отравляющие или радиоактивные);
- Разработка плана эвакуации персонала и посетителей объекта (схема применяется после получения сигнала об угрозе совершения террористического акта);
- Поддержание в рабочем состоянии технических устройств, приборов связи и инженерно-технических средств. На всей территории объекта должна функционировать бесперебойная и устойчивая связь между сотрудниками;
- Регулярное обучение медицинского персонала по вопросам антитеррористической защиты и действий при угрозе чрезвычайных ситуаций;
- Плановое проведение учений по эвакуации пациентов и работников лечебного учреждения из зданий на территории объекта; обеспечение технических возможностей для проведения эвакуации;
- Создание четкой системы взаимодействия сотрудников клиники и территориальных органов безопасности, войск национальной гвардии, МВД РФ по вопросам противодействия терроризму;
- Своевременное оповещение местных органов Росгвардии и МВД РФ об угрозе теракта на объекте.
Дополнительные меры антитеррористической защиты в зависимости от категории объекта
В медицинских организациях, которые отнесены к объектам третьей категории, необходимо проводить дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности. К ним относятся:
- Создание пропускного и внутриобъектового режимов в больнице. Необходимо контролировать надлежащий порядок функционирования контрольно-пропускных пунктов;
- Подготовка эффективных мер для обнаружения, профилактики и устранения факторов, позволяющих посторонним лицам проникать на территорию объекта;
- Предупреждение потенциально опасных действий со стороны граждан;
- Контроль работоспособности стоянок автомобильного транспорта, складских помещений и систем подземных коммуникаций;
- Организация санкционированного допуска посетителей и сотрудников на территорию медицинского учреждения;
- Применение мер воздействия к лицам, допустившим нарушение пропускного и внутриобъектового режимов;
- Исключение случаев бесконтрольного пребывания на территории медицинского учреждения. На территории объекта и в непосредственной близости от нее не должно находиться посторонних лиц и транспортных средств;
- Обеспечение круглосуточной охраны объекта системы здравоохранения. Руководители медицинских организаций должны привлекать дополнительных сотрудников из охранных фирм, оснащать территорию объектов современными инженерно-техническими средствами охраны;
- Работа над созданием резерва материальных средств, которые требуются при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и терактов на объекте.
Если медицинское учреждение отнесено к объектам второй категории, в нем необходимо проводить следующие дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности:
- Запланированный периодический обход и осмотр всех помещений и прилегающих к объекту территорий. Необходимо следить за состоянием автомобильных стоянок, систем подземных коммуникаций, складских помещений;
- Оснащение здания охранным оборудованием;
- Подготовка и принятие в штат сотрудников охранных организаций.
Если медицинское учреждение отнесено к объектам первой категории, то в число дополнительных действий по обеспечению безопасности входят:
- Поддержание особого порядка доступа на территорию;
- Разработка организационно-распорядительных документов на объект. Составляются от имени руководителя организации (правообладателя). В них детально описывается порядок особого доступа на объект.
Что мы предлагаем
Мы можем разработать паспорт безопасности объекта здравоохранения и согласовать его в госструктурах.
Для оказания услуги от заказчика нам нужны:
- Заполненный опросный лист (предоставляем по запросу)
- Документы согласно перечню, указанному в опросном листе
Порядок оказания услуги включает следующие этапы:
- Анализ исходных данных
- Составление приказов, писем
- Разработка и согласование акта категорирования
- Разработка и согласование паспорта безопасности
Срок оказания услуги – от 20 рабочих дней за разработку паспорта.
Цена – от 45 000 руб. за разработку паспорта (без его согласования).
Результат услуги
Объем работ | Результат услуги, который получает заказчик |
Услуга «под ключ» (разработка и согласование паспорта) | Паспорт безопасности, согласованный в Росгвардии и ФСБ |
Разработка паспорта безопасности | Разработанные проекты писем, приказов, акта категорирования, паспорта безопасности |
Срок действия паспорта
Паспорт безопасности объекта нужно актуализировать минимум раз в 5 лет в порядке, предусмотренном для его составления, а также в случае изменения:
- общей площади и периметра объекта;
- количества ПОУ и КЭ объекта;
- сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта;
- мер по инженерно-технической защите объекта.