Требования к объектам
Под «объектом» имеются в виду здания и сооружения различного назначения, а также места массового пребывания людей.
Местами массового пребывания людей, в частности, являются места общего пользования в здании, сооружении, на ином объекте, если там одновременно может находиться более пятидесяти человек. В том числе к ним относятся объекты в сфере культуры:
- театры, концертные залы, филармонии;
- кинотеатры;
- художественные галереи и выставочные залы;
- музеи;
- библиотеки;
- площадки, на которых проводятся тематические мероприятия: танцы, ярмарки, праздничные гуляния.
В числе требований, которые предъявляются к общественным пространствам в целом, стоит отметить следующие:
- Наличие систем видеоконтроля;
- Запрет свободного доступа к критическим элементам объекта для посторонних лиц;
- Функционирование поста охраны;
- Сохранение записей систем видеонаблюдения в течение минимум 1 месяца.
Органы контроля ежегодно проверяют объект на соответствие требованиям закона, оценивают эффективность охранных мер. Выявленные недостатки владелец объекта обязан оперативно устранить.
Требования антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры приняты Постановлением Правительства № 176 от 11.02.2017. Этим же Постановлением утверждена и форма паспорта безопасности для них.Перед тем как разработать паспорт безопасности на тот или иной объект, определяется категория его потенциальной опасности. Она зависит от количества людей, которые могут пострадать в случае нештатной ситуации.
Самая низкая – третья категория опасности – присваивается объекту, на территории которого могут находиться до 50 человек, считая персонал и посетителей. Другими словами, паспорт АТЗ необходим большинству объектов культуры.
Чтобы обеспечить надлежащий уровень защиты зданий и их безопасность, собственники могут прибегать к профессиональной помощи частных охранных предприятий.
Как составляется паспорт безопасности объекта культуры
Паспорт безопасности объекта (территории) содержит служебную информацию ограниченного распространения. Документ имеет пометку «Для служебного пользования» либо ему присваивается гриф секретности.
Паспорт безопасности составляется в 2 экземплярах. Его подписывают все члены комиссии, и утверждает руководитель организации в сфере культуры (владелец объекта). Готовый документ в течение 30 дней согласовывают территориальные органы ФСБ и Росгвардии.
Первый экземпляр паспорта хранится на объекте (территории), а второй направляется в вышестоящую организацию в сфере культуры. Копия паспорта (в том числе электронная) направляется в территориальный органы ФСБ и МВД.
Разумеется, перед каждым культурно-массовым мероприятием заниматься разработкой антитеррористического паспорта нет необходимости. Документ выдается не эксплуатанту, проводящему мероприятие на объекте, а на сам объект. Списки мест массового пребывания, соответствующих требованиям, хранятся в муниципальных органах власти.
Содержание паспорта
В паспорте безопасности объекта культуры должны быть обязательно отражены следующие сведения:
- ФИО лиц, ответственных за охрану зданий;
- Размеры и особенности планировки помещений;
- Варианты передачи информации о здании сотрудникам и должностным лицам;
- Перечень опасных зон (то есть наиболее уязвимых);
- Перечень технических мероприятий, разработанных для контроля состояния объекта;
- Материалы, из которых изготовлены строительные конструкции;
- Детальная схема эвакуации граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
- Дополнительные важные данные, необходимые для сохранения безопасности на всей территории общественного объекта.
Ответственность владельцев объекта за отсутствие паспортов безопасности
В общем случае, за нарушение требований к антитеррористической защищенности (территорий), в том числе за отсутствие паспортов безопасности, предусмотрена административная ответственность. В соответствии с частью 1 ст. 20.35 КоАП РФ, для граждан это штраф от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; для должностных лиц – штраф от 20 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет; для юридических лиц – штраф от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.
Разработка документа
Разработкой и утверждением паспортов антитеррористической защиты зданий и территорий занимаются специальные комиссии и лица, возглавляющие конкретные учреждения культуры. В состав комиссии входят:
- Руководитель организации, который обладает правом собственности на объект. Директор может делегировать свои полномочия заместителю;
- Специалисты, ответственные за обеспечение охраны, техническое состояние здания, пожарную безопасность;
- Представители исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления;
- Региональные ФСБ и Росгвардии.
Комиссия создается в течение месяца с даты введения объекта в эксплуатацию. Продолжительность работы комиссии зависит от типа объекта культуры. Минимум это 5 дней, а максимум – 30 дней.
Пересмотр паспорта
Минимум раз в три года паспорт нужно актуализировать. В указанные в нем сведения нужно внести изменения, если:
- изменилось назначение объекта;
- изменилась площадь объекта, его периметр, застройка прилегающей территории;
- количество потенциально опасных зон/критических элементов на объекте сократилось или, наоборот, увеличилось;
- изменились состав и объем сил и средств, используемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта;
- был проведен капитальный ремонт, выполнена реконструкция;
- обновили/заменили инженерные системы;
- дополнили перечень мероприятий по инженерно-технической защите.
На обновление паспорта отводится 5 дней. Неактуальный или утративший силу документ хранится на объекте еще 5 лет.
Что мы предлагаем
Мы можем разработать паспорт безопасности объекта культуры и согласовать его в госструктурах.
Для оказания услуги от заказчика нам нужны:
- заполненный опросный лист (предоставляем по запросу);
- документы согласно перечню, указанному в опросном листе.
Порядок оказания услуги включает следующие этапы:
- Анализ исходных данных;
- Составление приказов, писем;
- Разработка и согласование акта категорирования;
- Разработка и согласование паспорта безопасности.
Срок оказания услуги – от 20 рабочих дней за разработку паспорта.
Цена – от 45 000 руб. за разработку паспорта (без его согласования).
Цена и сроки зависят от местонахождения объекта и его площади.
Результат услуги
Объем работ |
Результат услуги, который получает заказчик |
Услуга под «ключ» (разработка и согласование паспорта) |
Паспорт безопасности, согласованный в Росгвардии и ФСБ |
Разработка паспорта безопасности |
Разработанные проекты писем, приказов, акта категорирования, паспорта безопасности |