Экологический ГОСТ для продуктов внедрят в России
Потребители, выбирающие продукты со знаками «Экологично», составляют уже внушительную армию. Людям важно не только есть или пить продукцию, безопасную для них лично, но и быть уверенными, что они не финансируют загрязнение окружающей среды.
В настоящее время на мировом рынке существует много систем оценки экологического влияния производства продуктов. Экомаркировки на упаковке товара предоставляют как национальные экологические службы, так и международные. Представителями таких экомаркировок являются немецкий «Голубой ангел», скандинавский «Северный лебедь», «Европейский цветок» Евросоюза и многие другие. Глобальная сеть экомаркировок (GEN) объединяет множество организаций, присваивающих товарам знаки безопасности для природы.
В России широко известны также отдельные зарубежные специфические маркировки, указывающие на способ производства продукции (BioSiegel, Euro-leaf, USDA-Organic). Сейчас, например, на слуху метки, свидетельствующие об органическом происхождении продуктов питания. Тем не менее, собственной общепризнанной экомаркировки в РФ нет, хотя наша страна является членом GEN c 2007 года.
Юридической базой для подобных оценок является ГОСТ-Р-ИСО 14020-99 (Экологические этикетки и декларации. Основные принципы). Однако выпускаемая в соответствии с этим ГОСТом продукция не во всех случаях является действительно экологичной. Закон пока что допускает размещение различных экомаркировок без соответствующей экспертизы. Единственная на данный момент система, присваивающая достоверно проверенные эко-метки, — это «Листок жизни» (есть у 19 компаний по России) и органик-стандарт «Агрософия». Все остальные, встречающиеся на упаковках эко-знаки являются либо международными, либо присвоены организациями, которые могут считаться независимыми лишь с формальной точки зрения.
Это создает ситуацию, в которой потребитель не может принять обоснованного решения — множество знаков соответствия, выдаваемых решением более чем 300 организаций, не имеют единого стандарта и фактически не сообщают нужной информации. Отсутствие правовой базы позволяет наносить такие знаки любому производителю, и инструмент регулирования этой сферы еще не разработан до конца.
Пока что в России лишь начата работа по принятию нужных для регуляции законов. В развитых зарубежных странах, между тем, уже существуют целые торговые сети, продающие только сертифицированную экологами (на основании проверок) продукцию.