Мы начали проводить испытания тракторов
В январе 2018 г. в нашем испытательном центре начала работу лаборатория «Автотракторные средства». В ней проходят сертификационные испытания гусеничных и колесных тракторов, прицепов и комплектующих к ним. Руководитель лаборатории Дмитрий Хохлов рассказал о возможностях нового подразделения, а также о специфике сертификации соответствия требованиям ТР ТС 031/2012 «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним».
– Дмитрий, прокомментируйте вопрос с аккредитацией. Мы уже можем предлагать заказчикам услуги по этому направлению?
– Да, мы прошли аккредитацию и ряд других подтверждающих нашу компетентность процедур и теперь имеем полное право проводить сертификационные испытания в рамках подтверждения соответствия продукции требованиям ТР ТС 031/2012. У нас достаточно большая область аккредитации: в январе нас внесли в реестр испытательных лабораторий, которые могут проводить испытания по техрегламентам: 010/2011, 018/2011 и 031/2012. В феврале мы получили на руки аттестат аккредитации, а в марте, пройдя процедуру межлабораторных сравнительных испытаний (сличений), подали заявку на внесение в национальную часть реестра – и с успехом завершили этот долгий процесс нашего правового утверждения. К нам в лабораторию уже поступают первые образцы, например тракторы немецко-итальянского концерна SAME & DEUTZ-FAHR, и мы начали проводить первые испытания.
– А как обстоят дела с оснащением лаборатории?
– Оснащенность лаборатории подтверждается наличием действующего аттестата аккредитации в соответствии с заявленной нами областью. Мы долго готовились, чтобы открыть это подразделение: изучали рынок, общались с изготовителями испытательных стендов, консультировались с производителями транспортных средств. Главная цель этой работы – оснащение лаборатории современным, надежным и высокоточным оборудованием. Стенды весьма дорогостоящие, поэтому не имеет смысла сейчас покупать оборудование под всю гамму продукции, которая сейчас может и не быть востребована. Был проведен анализ наиболее массовых компонентов, которые нуждаются в проведении испытаний при сертификации, – соответственно этому и было выбрано оборудование. Сейчас в лаборатории имеются различные специализированные стенды, в том числе:
— универсальная нагружательная машина с гидросервоприводом BISS-ITW (Bangalore Integrated Systems Solutions, India) для оценки прочности, долговечности и динамических свойств материалов, практически любых узлов конструкций и машин;
— моторный стенд на базе электровихревого динамометра фирмы Powertest для испытаний двигателей внутреннего сгорания до 400 л.с.;
— шиноиспытательный и колесный стенд фирмы Hasbach-Hofmann c беговым барабаном;
— cтенд для испытаний тракторных кабин по методике ROPS/FOPS;
— стенд с опрокидывающей платформой для определения критического угла поперечной устойчивости колесной техники.
Также в нашем распоряжении имеются современные цифровые измерительные системы фирмы HBM, Testo, Omega, CAS, Сенсорика-М, МЕТА, необходимый измерительный инструмент производства Челябинского инструментального завода – эти компании лучшие в своем деле, им можно доверять.
– Как проходит подтверждение соответствия продукции в соответствии с требованиями ТР ТС 031/2012?
– Тракторы, прицепы и комплектующие к ним проходят подтверждение соответствия в форме сертификации по схемам 1с, 3с, 4с. Заявитель направляет в орган по сертификации комплект документов: регистрационные документы производителя, техническую документацию на продукцию и др. Эксперты анализируют документацию, если необходимо, проводят анализ состояния производства, определяются с методикой испытаний. После этого проходит отбор образцов и проведение сертификационных испытаний в испытательной лаборатории. На основании результатов наших испытаний эксперты выдают сертификат соответствия либо отказывают в выдаче сертификата.
– Какие сертификационные испытания проводят при сертификации тракторов?
– Мы проводим испытания по стандартизованным методикам, которые позволяют оценить общую безопасность и эксплуатационные показатели транспортного средства или их компонентов. Образцы техники взвешивают на специальных мобильных платформах поколёсного взвешивания (до 16х4 тонн фирмы CAS, Корея), путем измерений на аттестованной площадке подтверждают заявленные габаритные размеры, проверяют критический угол поперечной устойчивости трактора на специальной опрокидывающей платформе, определяют мощностные и экологические характеристики двигателей на динамометрическом моторном стенде. Также в нашем распоряжении есть аттестованные площадки и участки дорог для дорожно-полигонных испытаний, где мы определяем максимальную скорость, устойчивость, удержание тормозной системой на спусках и подъемах, усилие и вибрацию на органах управления, микроклимат в салоне, внешний шум и другие общие требования безопасности, предъявляемые к тракторам в рамках ТР ТС 031/2012.
– Как долго проходит сертификация?
– На сроки влияют разные факторы: загруженность лаборатории и органа по сертификации, наличие необходимого оборудования и др. В среднем затраты времени на сертификацию могут составить от 1 до 3 месяцев.
Я бы рекомендовал производителям или их уполномоченным представителям перед тем, как направить документы на сертификацию, узнать поподробнее об органе по сертификации и наличию у них договоров с испытательными лабораториями. Если организация дорожит своей репутацией и имеет налаженное оперативное взаимодействие с лабораторией, то проблем со сроками не возникнет.