Стандарты организаций и технические условия
Эти два документа введены в ФЗ № 162 от 29.06.2015. Согласно статье 14, оба относятся к документам по стандартизации.
Стандарт организации (или сокращенно «СТО») утверждается юридическим лицом, в том числе госкорпорацией, СРО или ИП для того, чтобы можно было совершенствовать производство, обеспечивать качество продукции, выполнять работы, оказывать услуги.
Разновидностью стандарта организации являются технические условия (их еще сокращенно называют «техусловия», «ТУ»). Они принимаются производителем продукции или лицом, проводящим работы, оказывающим услуги.
Разница между ними в том, что СТО – это обобщающий документ, а ТУ более «узконаправленный». СТО может быть разработан сразу на несколько схожих товаров или услуг, которые предлагает организация, на совокупность ее производственных и управленческих процессов.
ТУ же составляются только для изготовления конкретной продукции или оказания определенной услуги. Как правило, они нужны, когда для описания объекта и связанных с ним процессов не хватает положений действующих межгосударственных (ГОСТ) или национальных (ГОСТ Р) стандартов. Они, к примеру, незаменимы, если речь идет о чем-то принципиально новом.
Или, как вариант, ТУ разрабатываются, чтобы консолидировать положения нескольких ГОСТов. Стоит отметить, что нормативный документ, разработанный «для себя», можно использовать только в рамках одной организации. Ее код ОКПО указывается в номере, который присваивается ТУ.
Как разрабатываются ТУ и СТО
При необходимости организации (предприятия, компании) сами разрабатывают стандарты, чтобы иметь возможность достичь целей, указанных в статье 3 ФЗ № 162. Оба документа разрабатываются с учетом «профильных» документов российской системы стандартизации.
Организации сами регламентируют все процессы, связанные с «жизненным циклом» документа: от его разработки, утверждения и учета до отмены. При этом они руководствуются принципами, указанными в статье 4 ФЗ № 162 от 29.06.2015.
Разработка стандарта организации происходит по определенным правилам. Например, стандарты организации разрабатываются по СТО СМК 07-2004. ТУ на пищевую продукцию – по ГОСТ Р 51740-2016, на продукцию машино- и приборостроения – по ГОСТ 2.114-2016.
ТУ разрабатывает производитель и/или исполнитель. Они применяются согласно условиям, прописанным в договорах и контрактах.
Перед тем как утвердить проект стандарта организации, его можно отправить на экспертизу в профильный комитет по стандартизации (технический или технико-проектный). Комитет рассматривает проект документа и выносит по нему заключение.
По желанию держателя стандарта организации или технических условий их можно зарегистрировать в Федеральном информационном фонде. Порядок регистрации в этом случае регламентирован Приказом Росстандарта от 30.04.2021 № 651.
Содержание ТУ и СТО
В общем виде ТУ и СТО включают в себя следующие разделы (с учетом объекта):
- область применения (на какую продукцию, процессы, область деятельности они распространяются);
- требования к качеству и безопасности регламентируемой продукции, работ, услуг, процессов);
- требования к сырью, материалам, приобретаемым готовым изделиям;
- маркировка (что и как должно быть указано);
- упаковка;
- программы и методы контроля безопасности и качества;
- правила хранения и перевозки;
- техника безопасности и защита окружающей среды;
- правила эксплуатации;
- гарантии производителя на товар;
- и др.
В зависимости от регламентируемого объекта разработчики могут добавлять к содержанию и другие разделы. Оформление документа производится согласно положениям выбранного нормативного акта. Соблюдается определенная последовательность изложения, приводятся ссылки на законы, регламентирующие область, для которой разрабатывается стандарт.