Стандарты ГОСТ Р ИСО МЭК 20000 (ISO IEC 20000): описание, назначение и входящие в него элементы
Нынешняя тенденция быстроразвивающихся информационных технологий требует от организаций, использующих их, особое внимание к качеству услуг. Для систем менеджмента качества разработаны свои стандарты по разным направлениям, некоторые из них — универсальные. Для сферы IT-индустрии существует свой стандарт.
Стандарты ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000 (ISO/IEC 20000) — это серия стандартов, которые созданы для управления и обслуживания IT-сервисов. Стоит сказать, что стандарты серии взаимосвязаны.
История создания стандарта
Стандарт был разработан в 2005 году как замена BS 15000 (разработка BSI). Он был создан специально под нужды IT-компаний, имеет техническую направленность. Стандарт представлен 10-ю разделами, которые могут помочь наладить систему менеджмента услуг, подготовиться к сертификационной процедуре и успешно сертифицироваться.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000 — это перевод оригинального стандарта, который полностью соответствует оригиналу, в том числе, юридически.
Структура
Документ состоит из 12-и частей:
- 1-я часть ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1-2021 — это требования к системе менеджмента сервисов. Именно в соответствии данной части осуществляется сертификация. На соответствие другим частям сертификация проводиться не может.
- 2-я часть ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-2-2010 — это десять разделов и тринадцать процессов в пяти главных группах.
Представлены процессы:
- предоставления услуг;
- управления взаимодействием;
- разрешения;
- контроля;
- управления релизами.
2 ч. — это свод положений, вытекающих из достижений практики, представлена в виде руководства и рекомендаций. По ч.2 сертификация не проводится.
- 3-я ч. ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-3-2014 Руководство по определению области применения и применимости ИСО/МЭК 20000-1. Изложена в форме примеров, руководящих принципов и рекомендаций. На соответствие данной части сертификация также не проводится.
- 4-я ч. не имеет официального перевода на русский язык. Она содержит описание эталонной модели процесса.
Остальные части также содержат различные пояснения, описания и рекомендации по внедрению ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1-2021.
ISO/IEC 20000-1/2011
В 2011 году стандарт ISO IEC 20000 обновился в новой редакции. В данной версии авторы произвели более целенаправленное согласование со стандартом ISO 9001, а также со стандартом ISO 27001, провели пересмотр терминов, изменили и добавили много новых определений, прописали разграничения сертификации (области применения), а также внесли ряд других изменений.
Преимущества использования стандарта ISO/IEC 20000
Как уже было замечено, компании используют стандарт ISO 20000 не только для улучшения качества предоставления услуг в сфере ИТ, но и для подготовки к сертификации и непосредственно самого прохождения сертификационного процесса.
Стандарт универсален для компаний любого масштаба — от небольших фирм до крупных компаний.
Сертификация по стандарту ИСО 20000
Процедура получения сертификата по стандарту может быть интересна управляющим сервисными компаниями, которые предоставляют услуги web-хостинга: например, компаниям, создающим ПО, сайты.
Во время процедуры проверяется, насколько политика, система оценки рисков соответствуют положениям стандарта.
Провести сертификацию может только аккредитованный орган по сертификации. За этой услугой можно обратиться в наш аккредитованный сертификационный центр. Прохождение сертификации дает следующие преимущества:
- улучшение качества IT-услуг;
- увеличение эффективности компании по производству IT-сервиса;
- уменьшение производственных затрат и издержек.
Сертификация состоит из нескольких шагов:
- подача заявки;
- проведение аудита с выявлением всех параметров, которые можно улучшить;
- принятие решения о выдаче сертификата.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000 Заключение
Роль стандарта в управлении ИТ-услугами безусловно важна, а сертификация по стандарту, пусть и является добровольным шагом, может очень помочь бизнесу в условиях быстроразвивающейся индустрии.