Рельсы: неразрушающий контроль
ГОСТ 34524-2019 – нормативный документ, регламентирующий проведение неразрушающего контроля, а также устанавливающие общие требования в его отношении. Когда речь заходит о применении неразрушающего контроля к такой конструкции, как рельсы типа Р50, Р65, а также Р75, применяется данный документ. Он не нужен в том случае, если объектом исследования выступает сварные стыки рельсов, а также рельсы, отремонтированные способом наплавки.
Чтобы проверить рельсы, которые в данный момент находятся в использовании, необходимо провести полную проверку конструкции по всей длине, зафиксировать дефекты соответственно с тех. документами. Этот процесс называется сплошным НК. В зависимости от инициативы собственника конструкции устанавливается периодичность проверки. Также возможно проверка отдельных сечений рельсов (вторичный НК), в том случае, когда есть необходимость в уточнении результатов контроля.
Методы НК
Для проверки дефектов внутри и снаружи конструкции, применяется акустический вид контроля, так называемый эхометод, регламентирумый ГОСТом 23828, попутно к которому возможно применение зеркально-теневого метода.
Магнитный контроль – процедура, помогающая выявить дефекты, выходящие на поверхность катания головки рельсов, он согласован с ГОСТ Р 55612-2013.
Вихревой и/или вихретоковый контроль дает возможность проверить конструкцию а дефекты, выходящие на ее поверхность.
Существуют и другие методы и виды контроля, которые не регламентируются ГОСТ 34524, в том случае, когда их методики верифицировали по ГОСТ 33514, и когда они были согласованы с собственником.
Параметры, которые обязаны быть зарегистрированы при НК рельсов
Есть разные зоны неразрушающего контроля по отношению к рельсовым конструкциям. Производится регистрация волн (продольных и поперечных), а также устанавливаются параметры контроля.