Отчет о результатах применения проектных решений: что это, кто и когда должен его составлять, структура и содержание отчета
icons-menu-1
Назад
Все услуги 329 услуг
Назад
Категория Сертификация Сертификация
  • Подтверждение соответствия
  • Добровольная сертификация
  • Для экспорта
Категория Промышленная безопасность Промышленная безопасность
  • Промышленная безопасность
  • Неразрушающий контроль
Категория Проектирование Проектирование
  • Предпроектная проработка
  • Разработка проектной документации
Категория Стандарты ИСО Стандарты ИСО
  • Сертификация ИСО
  • Консалтинг ИСО
Назад
Сертификация 55 услуг
Подтверждение соответствия
Еще
Категория Технические регламенты ТС Технические регламенты ТС
Еще
Промышленная безопасность
Еще
Категория Экологическая безопасность Экологическая безопасность
Еще
Разработка проектной документации
Еще
Категория Электролаборатория Электролаборатория
Еще

С 1 сентября 2024 года отчет о результатах применения способов обоснования проектных решений получил законодательное закрепление

С 1 сентября 2024 года отчет о результатах применения способов обоснования проектных решений получил законодательное закрепление

С 01.09.2024 вступила в силу новая редакция Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – ФЗ № 384), который  устанавливает минимально необходимые требования к зданиям, сооружениям и процессам, осуществляемым на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства.
Теперь обосновывать отступление от его требований нужно иначе.

Внесенные поправки

Согласно новой редакции ФЗ № 384, безопасность зданий, сооружений и процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, обеспечивается путем соблюдения требований самого ФЗ № 384, а также требований нормативно-правовых документов, указанных в его статье 6 (ч. 1), это:

  • национальные стандарты РФ и (или) своды правил, их части;
  • международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
  • стандарты организаций;
  • результаты применения предусмотренных ч. 6 ст. 15 ФЗ № 384 способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям ФЗ № 384, утвержденные лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

Международные, региональные и иностранные стандарты, региональные и иностранные своды правил применяются со дня их регистрации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов, а стандарты организаций – со дня их регистрации в Федеральном информационном фонде стандартов. Необходимость применения этих нормативных документов может быть установлена в задании на проектирование.

Одновременно, с 1 сентября 2024 года, утратил силу Перечень национальных стандартов и сводов правил в результате применения которых на обязательной основе обеспечивалось соблюдение требований ФЗ № 384. Напомним, что этот Перечень действовал с 2010 года, последняя его редакция была утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815.

Новые способы обоснования проектных решений по безопасности зданий и сооружений

Изменения коснулись способов обоснования соответствия проектных решений. Обоснование проектных решений, направленных на безопасность зданий и сооружений, специальными техническими условиями более не предусмотрено.

Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе использовать для обоснования следующие способы, указанные в ч. 1 ст. 6 ФЗ № 384:

  • результаты исследований;
  • расчеты и (или) испытания;
  • моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
  • оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.

Эти изменения также отражены и в новой редакции постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 о составе разделов проектной документации, которая также вступила в силу с 1 сентября 2024 года.

Также согласно письму-разъяснению от Департамента строительства г. Москвы № ДС-11-12839/24 от 06.05.2024 действует переходный период, когда возможно применение ранее разработанных СТУ до 01.03.2026 г.

На что еще можно обратить внимание

Сократили формулировку части 6 статьи 15 ФЗ № 384 о требованиях к способам обоснования. Ранее было «расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;». В новой редакции осталось только: «расчеты и (или) испытания;

Стоит отметить, что при этом статья 7 о требования механической безопасности осталась без изменений, а в ней есть пункт 1: «разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей».

Все ли СТУ отменили

Согласно изменениям, внесенным в ст. 8 ФЗ № 384 пожарная безопасность зданий и сооружений обеспечивается в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – ФЗ № 123).

Для обеспечения пожарной безопасности применяются стандарты организаций, согласованные в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123. Если в отношении проектируемого объекта нормативные требования пожарной безопасности отсутствуют, нужно разработать специальные технические условия. В этом документе должны быть отражена специфика обеспечения пожарной безопасности и содержаться комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий, которые позволяют выполнить требования ФЗ № 123.

Другими словами, из четырех видов специальных технических условий: общестроительные, промышленные, сейсмические и пожарные – остались только пожарные.

Кто составляет отчет о результатах применения способов обоснования

Заниматься подготовкой результатов применения способов обоснования могут научная организация, научные работники, которые соответствуют условиям, указанным в ст. 4 и ст. 5 закона 127-ФЗ от 23.08.1996, а также сами проектировщики. В последнем случае за подготовку отчета отвечает главный инженер проекта: он разрабатывает и согласовывает его в соответствии с Постановлением Правительства № 708 от 30.05.2024.
Участие Минстроя в согласовании проектных решений теперь не требуется, что значительно сокращает срок разработки документации.

Эксперт из «Главгосэкспертизы России» не должен выдавать замечания к отчету, хотя в некоторых случаях он может поставить под сомнение результаты обоснования. В этом случае придется привлекать специализированную профильную организацию для подтверждения принятых проектных решений. 

Как оформлять отчет о результатах применения способов обоснования

Порядок подготовки и содержание результатов применения способов обоснования утверждены Постановлением Правительства РФ № 708 от 30.05.2024. В качестве общих требований к порядку разработки отчета можно назвать следующие:

  1. Отчет должен содержать: обоснование необходимости применения способов обоснования; описание способов обоснования, которые необходимо применить; программу подготовки результатов их применения.
  2. Если нет стандартов, устанавливающих требования к способам обоснования, применяющее их лицо определяет порядок выполнения самостоятельно.
  3. Используется один или несколько способов обоснования.
  4. Если отчет разрабатывается в несколько этапов, то результаты каждого этапа фиксируются в электронном протоколе, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью. В протоколе указываются лица, участвовавшие в составлении отчета на данном этапе.  
  5. Отчет о результатах применения способов обоснования составляется в электронной форме. Его подписывает проектировщик, который применял способы обоснования и готовил отчет. Утверждает отчет главный инженер проекта. 

Отчет нужно предоставлять на экспертизу в электронном виде, однако в Постановлении № 708 не указано, файлы какого формата требуются. Минстрой восполнил этот пробел в своем письме № 19734-ОГ/08 от 30.07.2024. Согласно ему, поскольку результаты применения способов обоснования подаются на экспертизу в составе проектной документации, они должны соответствовать требованиям приказа от 12 мая 2017 г. № 783/пр, который и утверждает требования к формату электронных документов, подаваемых на государственную экспертизу.

Пресс-центр компании СЕРКОНС
pr@serconsrus.ru

Также мы оказываем услуги:

Услуги по разработке и сопровождению СТУ в части обеспечения пожарной безопасности

Услуги по разработке и сопровождению СТУ в части обеспечения пожарной безопасности

Раздел №9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»

Раздел №9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»

Оценка пожарных рисков

Оценка пожарных рисков