С 1 сентября 2024 года отчет о результатах применения способов обоснования проектных решений получил законодательное закрепление
С 01.09.2024 вступила в силу новая редакция Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – ФЗ № 384), который устанавливает минимально необходимые требования к зданиям, сооружениям и процессам, осуществляемым на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства.
Теперь обосновывать отступление от его требований нужно иначе.
Внесенные поправки
Согласно новой редакции ФЗ № 384, безопасность зданий, сооружений и процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, обеспечивается путем соблюдения требований самого ФЗ № 384, а также требований нормативно-правовых документов, указанных в его статье 6 (ч. 1), это:
- национальные стандарты РФ и (или) своды правил, их части;
- международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
- стандарты организаций;
- результаты применения предусмотренных ч. 6 ст. 15 ФЗ № 384 способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям ФЗ № 384, утвержденные лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.
Международные, региональные и иностранные стандарты, региональные и иностранные своды правил применяются со дня их регистрации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов, а стандарты организаций – со дня их регистрации в Федеральном информационном фонде стандартов. Необходимость применения этих нормативных документов может быть установлена в задании на проектирование.
Одновременно, с 1 сентября 2024 года, утратил силу Перечень национальных стандартов и сводов правил в результате применения которых на обязательной основе обеспечивалось соблюдение требований ФЗ № 384. Напомним, что этот Перечень действовал с 2010 года, последняя его редакция была утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815.
Новые способы обоснования проектных решений по безопасности зданий и сооружений
Изменения коснулись способов обоснования соответствия проектных решений. Обоснование проектных решений, направленных на безопасность зданий и сооружений, специальными техническими условиями более не предусмотрено.
Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе использовать для обоснования следующие способы, указанные в ч. 1 ст. 6 ФЗ № 384:
- результаты исследований;
- расчеты и (или) испытания;
- моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
- оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
Эти изменения также отражены и в новой редакции постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 о составе разделов проектной документации, которая также вступила в силу с 1 сентября 2024 года.
Также согласно письму-разъяснению от Департамента строительства г. Москвы № ДС-11-12839/24 от 06.05.2024 действует переходный период, когда возможно применение ранее разработанных СТУ до 01.03.2026 г.
На что еще можно обратить внимание
Сократили формулировку части 6 статьи 15 ФЗ № 384 о требованиях к способам обоснования. Ранее было «расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;». В новой редакции осталось только: «расчеты и (или) испытания;
Стоит отметить, что при этом статья 7 о требования механической безопасности осталась без изменений, а в ней есть пункт 1: «разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей».
Все ли СТУ отменили
Согласно изменениям, внесенным в ст. 8 ФЗ № 384 пожарная безопасность зданий и сооружений обеспечивается в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – ФЗ № 123).
Для обеспечения пожарной безопасности применяются стандарты организаций, согласованные в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123. Если в отношении проектируемого объекта нормативные требования пожарной безопасности отсутствуют, нужно разработать специальные технические условия. В этом документе должны быть отражена специфика обеспечения пожарной безопасности и содержаться комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий, которые позволяют выполнить требования ФЗ № 123.
Другими словами, из четырех видов специальных технических условий: общестроительные, промышленные, сейсмические и пожарные – остались только пожарные.
Кто составляет отчет о результатах применения способов обоснования
Заниматься подготовкой результатов применения способов обоснования могут научная организация, научные работники, которые соответствуют условиям, указанным в ст. 4 и ст. 5 закона 127-ФЗ от 23.08.1996, а также сами проектировщики. В последнем случае за подготовку отчета отвечает главный инженер проекта: он разрабатывает и согласовывает его в соответствии с Постановлением Правительства № 708 от 30.05.2024.
Участие Минстроя в согласовании проектных решений теперь не требуется, что значительно сокращает срок разработки документации.
Эксперт из «Главгосэкспертизы России» не должен выдавать замечания к отчету, хотя в некоторых случаях он может поставить под сомнение результаты обоснования. В этом случае придется привлекать специализированную профильную организацию для подтверждения принятых проектных решений.
Как оформлять отчет о результатах применения способов обоснования
Порядок подготовки и содержание результатов применения способов обоснования утверждены Постановлением Правительства РФ № 708 от 30.05.2024. В качестве общих требований к порядку разработки отчета можно назвать следующие:
- Отчет должен содержать: обоснование необходимости применения способов обоснования; описание способов обоснования, которые необходимо применить; программу подготовки результатов их применения.
- Если нет стандартов, устанавливающих требования к способам обоснования, применяющее их лицо определяет порядок выполнения самостоятельно.
- Используется один или несколько способов обоснования.
- Если отчет разрабатывается в несколько этапов, то результаты каждого этапа фиксируются в электронном протоколе, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью. В протоколе указываются лица, участвовавшие в составлении отчета на данном этапе.
- Отчет о результатах применения способов обоснования составляется в электронной форме. Его подписывает проектировщик, который применял способы обоснования и готовил отчет. Утверждает отчет главный инженер проекта.
Отчет нужно предоставлять на экспертизу в электронном виде, однако в Постановлении № 708 не указано, файлы какого формата требуются. Минстрой восполнил этот пробел в своем письме № 19734-ОГ/08 от 30.07.2024. Согласно ему, поскольку результаты применения способов обоснования подаются на экспертизу в составе проектной документации, они должны соответствовать требованиям приказа от 12 мая 2017 г. № 783/пр, который и утверждает требования к формату электронных документов, подаваемых на государственную экспертизу.