Охрана труда на предприятиях: стадии организации, определение уровня рисков
В предприятии/учреждении, где постоянно работает свыше 50-и человек, работодатель согласно закону РФ должен ввести должность специалиста по охране труда.
Как организовывается охрана труда в компании
Создание службы охраны труда состоит из 5-и главных этапов.
Этап 1-й
Эта стадия включает ознакомление со структурой компании либо учреждения и составление полной карты работников. Потом потребуется определение руководящих должностей, отвечающих впоследствии за мероприятия, связанные с охраной труда. После ознакомления необходима подготовка приказа о направлении занимающих эти должности сотрудников в центр подготовки.
После обучения в этом центре потребуется назначение этих сотрудников ответственными за те или иные мероприятия, относящиеся к их специализации либо к функциям их структурных подразделений. Сотрудники из штата тоже должны пройти обучение, цель которого — повысить уровень безопасности в компании. Для этих сотрудников потребуется внутренняя подготовка.
Этап 2-й
Эта стадия подразумевает разработку документов. Потребуется подготовить положение о системе управления охраной труда в предприятии/учреждении. Эти документы должны основываться на стандарте, который утверждён Министерством труда. Чтобы максимально эффективно реализовать этот стандарт в конкретной компании, нужно тщательно проработать положения, которые сформулированы в документе. Главные требования к ним — четкая направленность и соответствие целям компании, а также специфике её работы.
Заключительный шаг этого этапа — создание локальных документов. Закончив теоретическое обучение, глава отдела охраны труда, руководители подразделений, ответственные лица по охране труда да и сами работники в том числе обязаны начать применять разработанные стандарты на практике. Еще один существенный нюанс: заполняя документы, нельзя составлять их постфактум. Профессионал будет ответственным исключительно за те события, которые произошли после того, как его официально назначили на должность.
Этап 3-й
Эта стадия включает специальную оценку трудовых условий. Её проводят внешние компании, основываясь на оформленном договоре. Согласно итогам отчёта при неудовлетворительных показателях потребуется принять решение о том, чтобы изменить трудовые условия.
В любой компании либо учреждении необходимо уделять максимальное внимание здоровью персонала. В наибольшей степени это относится к предприятиям, специализация которых касается опасных или вредных факторов. В частности, необходимы регулярные медосмотры и обеспечение работников СИЗ.
Этап 4-й
Эта стадия охватывает оценивание рисков в компании/учреждении. Данный процесс выполняет специальная группа работников, однако участие в нём штатных работников также является обязательным.
При правильном проведении этой процедуры по оцениванию трудовых и профессиональных рисков в компании/учреждении, включая корректирование недочетов на начальном этапе, существенно снижается потенциальный будущий ущерб.
Этап 5-й
Последняя стадия создания системы охраны труда — процедура проверок. Их проведение возможно на 2-х уровнях.
- Наружный, проводимый регулярно, контроль, осуществляемый специальными органами. Как правило, дату внеплановой проверки сообщают за сутки, а про плановые проверки работодатель может узнать заранее.
- Внутренний, представляющий собой проверку соблюдения правил безопасности труда сотрудниками компании/учреждения. Его проводят специалисты в сфере охране труда, а также другие руководящие сотрудники.