Назначение ответственного за охрану труда
Назначение лица, ответственного за охрану труда на предприятии, входит в обязанности нанимателя, привлекающего работников по трудовым договорам. На это прямо указывает ст. 223 ТК РФ. При этом необходимо учитывать штатную численность персонала — если на предприятии работает более 50 человек, необходимо создать службу (подразделение) для решения задач ОТ и ТБ или создать штатную единицу, чтобы принять на работу специалиста с соответствующей квалификацией.
Компетентность и область знаний специалиста по охране труда определены профессиональным стандартом — Приказ Минтруда РФ от 22 апреля 2021 г. № 274н. “Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»”. Ответственное лицо выполняет задачи, направленные на обеспечение безопасной трудовой деятельности, создание и поддержание условий для сохранения здоровья работников, снижение и исключение профессиональных рисков.
Понятие охраны труда и область ответственности назначенного лица
Охрана труда — комплекс задач, направленный на создание условий для безопасной деятельности на предприятии. В него входят направления:
- разработка и ведение специальной документации по ОТ и ТБ;
- проведение организационных и технических мероприятий, в том числе установление режима труда и отдыха, обеспечение работников СИЗ, внедрение систем сигнализации, организация специального питания;
- направление работников на обучение и проведение инструктажей по ТБ;
- проверка условий на рабочих местах, выявление факторов профессиональных рисков, разработка и внедрение программ по их снижению.
Назначенное ответственным по ОТ лицо проходит специальное обучение в аккредитованном учебном центре, получает документы о прохождении курса и успешной проверке знаний в этой области. В Минтруда РФ работает специальная платформа проверки знаний специалистов по охране труда.
Существенную долю времени ответственного лица занимает ведение документации. Все действия и мероприятия должны планироваться, выполняться по графику (календарному плану), контролироваться с фиксацией результатов. Особая часть обязанностей заключается в фиксации и оформлении несчастных случаев и производственного травматизма.
Как оформляется приказ о назначении ответственного по ОТ лица
Если речь не о государственном учреждении, то единой утвержденной формы или бланка этого приказа нет. Он разрабатывается на основании локальных нормативных актов предприятия, где может быть представлен образец приказа, утвержденный в учетной политике организации.
Формулировка проста: «В связи с необходимостью организации работы по охране труда на предприятии, в соответствии с положениями ст. 217 ТК РФ назначить ДОЛЖНОСТЬ, ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО ответственным за безопасность и охрану труда на предприятии».
В любом подобном приказе должно быть указано:
- кто замещает ответственное лицо, если оно не может исполнять эти обязанности;
- ознакомление с приказом назначенных лиц под подпись;
- на кого возлагается контроль выполнения приказа (руководитель может возложить эту функцию на себя);
- на основании каких локальных нормативных актов строится деятельность ответственного лица, так как там прописаны его функции, обязанности и мера ответственности.
Приказ о назначении ответственного лица по ОТ и ТБ регистрируется с входящим номером и хранится не менее трех лет. Непременным условием действительности приказа является наличие подписей руководителя предприятия (его заместителя) и упомянутых в документе лиц.