Функции службы специалиста по охране труда
Служба охраны труда или должность специалиста по охране труда должны быть введены на предприятии с численностью работников более 50 человек, как предписывает ст. 223 ТК РФ. Служба и специалисты должны решать задачи, в общем виде сформулированные в ст. 209 ТК РФ, где дается определение понятия «охрана труда» как системы мероприятий, направленных на сохранение здоровья и жизни работников с точки зрения условий производства (трудовой деятельности) и связанных с ними факторов воздействия. Обязанность работодателя обеспечивать функционирование системы ОТ на предприятии оговорена в той же статье.
В этом материале мы стремимся раскрыть практическую сторону деятельности, а не пересказать сложные и общие формулировки из регламентирующих документов. Основные вопросы, на которые мы стремимся ответить:
- зачем на предприятии организуется служба ОТ;
- что делает и за что отвечает специалист службы ОТ;
- какова ответственность специалиста службы;
- есть ли возможность организовать эту работу с минимальными потерями и должной эффективностью;
- с какими проблемами сталкивается руководитель предприятия при организации службы.
Эти вопросы возникают у каждого руководителя предприятия, численность работников которого превысила 50 человек — предел, установленный ст. 223 ТК РФ.
Специалист по ОТ или служба охраны труда?
Принципиальной и практической разницы между специалистом по ОТ и службой охраны труда нет, поскольку речь идет о системном и планомерном выполнении регулярных действий, определенных задачами службы и прописанных в «Положении о системе управления охраной труда» (СУОТ). Этот документ должен быть разработан и актуализирован в соответствии требованиями п. 79 Приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 776н.
Функции службы может выполнять специалист или отдел ОТ в зависимости от численности работников, объема задач, оценки уровня опасности производства. Законодательство и регламентирующие документы не запрещают делегировать эти задачи стороннему исполнителю по договору (уполномоченному по охране труда), но при условии, что исполнитель имеет соответствующую аккредитацию.
Объем и структура задач
Функции специалиста службы охраны труда определены профстандартом 40.054, введенным в действие Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 апреля 2021 года № 274н.
Профстандарт конкретизирует круг задач специалиста службы и описывает квалификационные и профессиональные требования к нему.
Более подробно о требованиях профстандарта специалиста по охране труда вы можете почитать в нашем посвященном этому документу материале.
Задачи, решаемые специалистом службы ОТ, в рамках определенных локальными нормативными актами функций, можно условно разделить на общие и узкофункциональные.
Общие описываются в рамках формулировок, принятых в ТК РФ и прочих документах по ОТ:
- организация СУОТ — планирование, разработка мероприятий с привязкой к периодам по календарным планам;
- организация работ и мероприятий в соответствии с планами, подведение и документирование итогов;
- проведение оценки профессиональных рисков по утвержденным методикам, проведение специальной оценки условий труда;
- планирование, разработка и утверждение, проведение инструктажей, профилактических плановых и внеплановых мероприятий, участие в расследованиях несчастных случаев.
Деятельность специалиста по ОТ требует постоянной работы с документацией. Для того чтобы не запутаться в функциях и задачах, работу стоит разделить на несколько этапов: планирование, выполнение (реализацию), контроль и отчетность с документальной фиксацией.
Обязанности и ответственность специалиста службы охраны труда
В части 2 ст. 57 ТК РФ указано, что руководитель предприятия должен описать круг обязанностей и область ответственности работника. Это не формальность, а возможность при необходимости ставить вопрос о выполнении работником его обязанностей, устанавливать требования к нему и определять уровень его соответствия должности.
Для документального оформления функциональных обязанностей на предприятии разрабатывается должностная инструкция специалиста службы охраны труда. Ее положения можно формулировать, беря за основу Положение о СУОТ на предприятии и уже упомянутый профстандарт.
Удобнее начинать с разработки Положения, чтобы потом конкретизировать обязанности, привязывая их к описанным в профстандарте общим трудовым функциям. Можно использовать типовые примеры и образцы, не забывая о том, что ДИ для специалиста должна учитывать специфику деятельности предприятия.
В состав задач и обязанностей стоит включить взаимодействие с руководством — консультирование, оказание помощи в разработке инструкций, чтобы учесть в них нюансы ОТ для конкретных рабочих мест, специальностей и профессий. На подавляющем большинстве производств специалист по ОТ занимается вопросами обеспечения и использования средств индивидуальной защиты.
Квалификационные требования к специалисту перечислены в профстандарте. В любом случае вновь назначенный сотрудник должен пройти обучение в аккредитованном центре и периодически повышать и подтверждать квалификацию.
Должность специалиста службы ОТ связана с выполнением большого количества рутинных задач. При численности работников более 50 человек количество и сложность вопросов в области ОТ быстро нарастает, и вполне может возникнуть необходимость в создании отдела и новых мест в штате.
Вариант решения этих организационных вопросов мы уже упоминали выше — на основании договора с аккредитованной организацией передать задачи и функции уполномоченному специалисту по ОТ, имеющему опыт ведения такого рода дел. Это снимает с руководителя организационную, кадровую и финансовую нагрузку и дает возможность свести к минимуму риски нарушений многочисленных требований законодательства и регламентирующих документов.