Федеральный закон № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
Это рамочный нормативно-правовой акт. В Российской Федерации он являетсяосновой законодательства об экологической экспертизе. Другие законодательные акты уже развивают и конкретизируют отдельные его положения.
Закон был принят в июле 1995 года. С тех пор в него регулярно вносились изменения, так что закон «пережил» уже 49 редакций. Редакция № 49 начала действовать в январе 2023 года.
Этот закон вводит понятие экологической экспертизы, устанавливает ее принципы, основания для ее проведения, а также регламентирует порядок ее проведения.
Экологическая экспертиза – это комплекс мероприятий, направленных на оценку возможных негативных воздействий на окружающую среду при реализации различных проектов. Это могут быть проекты строительства объектов промышленности, энергетики, транспорта, а также проекты разработки природных ресурсов и иные виды хозяйственной деятельности.
Экспертиза может быть как федеральная, так и на региональная. Объекты федеральной перечислены в статье 11, а региональной – в статье 12.
В статье 14 указано, в какие сроки должна проводиться экспертиза в отношении тех или иных объектов. Процедура позволяет выявить потенциальные риски для окружающей среды и здоровья людей, а также разработать меры по их предупреждению или минимизации. В законе уделяется большое внимание различным видам ответственности, которую влечет за собой нарушение законодательства об экологической экспертизе.
Закон распределяет полномочия в области экологической экспертизы между федеральными, региональными и муниципальными органами. Экспертизу проводит комиссия, в которую входят представители органов власти и приглашенные эксперты. Требования к ним и их полномочия также регламентируются Законом.
Экспертиза бывает двух видов: государственная и общественная. Первая является плановой и проводится графику, заранее утвержденному Росприроднадзором. Вторая проводится ситуационно, по инициативе граждан и органов местного самоуправления. Общественная экспертиза может проводиться перед государственной или одновременно с ней в отношении одних и тех же объектов. При этом в статье 24 приводятся причины для отказа в проведении общественной экспертизы.
Государственная экспертиза проводится на бюджетные средства, а общественная оплачивается заказчиком. Закон регулирует права и обязанности заказчиков проектной документации, которая подается на экспертизу. По итогам изучения представленных документов составляется заключение. В случае общественной экспертизы с ним имеют право ознакомиться все желающие. Заключение государственной заказчик может оспорить в суде.