Что такое сертификат ГОСТ Р ИСО 22000
ТР ТС 021/2011 (ч. 2.и ч. 3 ст.10) требует выстроить процессы, которые влияют на безопасность пищевой продукции, согласно принципам ХАССП. Когда представители Роспотребнадзора проверяют санитарное состояние производства, они обязательно оценивают, как выполняются процедуры, основанные на принципах ХАССП. Если организация не внедрила их или они существуют только на бумаге, она привлекается к административной ответственности.
ХАССП — это русифицированная аббревиатура HACCP, которая расшифровывается как «анализ опасностей и критические контрольные точки». Этим термином обозначают системный подход к выявлению и устранению рисков, которые сопровождают процесс производства продовольственных товаров и которые могут привести к тому, что эти товары начнут представлять физическую, химическую или биологическую угрозу для потребителя. Пищевая продукция может стать источником опасности на любом этапе цепи ее создания, поэтому контролировать нужно все этапы.
Что такое стандарт ИСО 22000
Модель создания системы менеджмента согласно принципам ХАССП предлагает международный стандарт ISO 22000. Он создает основу для построения системы менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП) и устанавливает требования к ней. Кроме того, Международная организация по стандартизации (ISO — International Organization for Standardization) разработала целое семейство документов, которые связаны с этим стандартом.
Согласно предлагаемой модели, к обеспечению безопасности пищевой продукции нужно подходить как к последовательности процессов. Это производство продукции, управление цепочкой поставок (в том числе проверка поставщиков), отслеживание условий реализации товара.
В рамках внедрения СМБПП на основе принципов ХАССП организация:
- разрабатывает и вводит процедуры, которые обеспечивают нужный уровень безопасности выпускаемых товаров;
- распределяет ответственность за все процессы между сотрудниками;
- разрабатывает систему ведения записей;
- проводит контроль параметров безопасности продукции в определенных точках производственного процесса;
- отслеживает процессы производства, поставки и хранения продукции;
- применяет предупреждающие меры;
- имеет отработанные алгоритмы действий в случае внештатных и опасных ситуаций.
Что такое ГОСТ Р ИСО 22000
Это российский аутентичный перевод ISO 22000. Он совместим с ИСО 9001 и остальными стандартами этой серии. Это сделано специально, поскольку СМБПП наиболее эффективна, если объединена с другими системами менеджмента и вместе с ними является элементом структуры управления. При этом каждая организация сама решает, какие методы и способы выбрать для того, чтобы выполнить требования ИСО 22000.
Стандарт предъявляет требования ко всем, кто так или иначе связан с производством и реализацией пищевой продукции, в частности:
- производители продуктов питания;
компании, которые занимаются фасовкой, хранением и транспортировкой продуктов питания; - поставщики упаковки для пищевых продуктов;
- аграрные предприятия;
- поставщики оборудования;
- предприятия торговли и общественного питания;
- поставщики дезинфицирующих средств и услуг по санитарной обработке.
Что такое сертификат ИСО 22000
Сертификат удостоверяет полное соответствие применяемой в организации СМБПП положениям ИСО 22000. Выдает его орган по сертификации систем менеджмента, аккредитованный на работу по данному стандарту. В нашей группе компаний такой есть.
Сертификация является добровольной и инициируется заказчиком. Сертификат выдается на три года. В течение этого срока два раза проводится инспекционный контроль. Он нужен, чтобы удостовериться, что СМБПП по-прежнему функционирует должным образом.
Почему выгодно сертифицировать СМБПП
Сертифицированная СМБПП дает следующие преимущества:
- организация применяет самый передовой опыт управления, что повышает ее производительность и минимизирует количество брака и финансовые издержки;
- повышается доверие потребителей к предлагаемой продукции, как следствие — возрастает ее конкурентоспособность;
- если организация участвует в тендерах, хочет получать госзаказы, сотрудничать с крупными торговыми сетями, у потенциальных партнеров есть доказательство ее добросовестности, они знают, каким требованиям соответствует производство товара;
- легче выйти на международный рынок, поскольку стандарты ISO известны во всем мире;
- улучшается репутации организации, это повышает ее инвестиционную привлекательность и дает дополнительные шансы на выгодное сотрудничество.